...Мальчик был хороший. Он снял свой пыльник и оказался в сером пиджаке и рабочих вельветовых штанах цвета ржавчины. У него было смуглое прыщавое лицо с небольшими черными бачками. Его история – это обыкновенная история американского молодого человека. Сын небогатого фермера из Небраски. Конечно, окончил «хайскул». Конечно, ездил в Аризону, чтобы найти работу и скопить денег на поступление в колледж. Конечно, работы не нашел. Сейчас согласен заняться чем угодно. У него хорошие руки. Работать он умеет. Хочет попытать счастья в Калифорнии. Если и там ничего не выйдет, придется вернуться к отцу и провести скучную фермерскую зиму. Что ж! Станет охотиться на диких кошек и койотов. А весной будет видно. Вернее – ничего не будет видно. Дела плохи. Колледж недосягаем. А на поправку дел нет никаких надежд. Как и все молодые люди его возраста, наш хичхайкер оказался совершенно лишенным чувства любопытства и за всю дорогу ни о чем нас не спрашивал. Но зато охотно говорил о себе и отвечал на вопросы. Когда его спросили, что он знает о Москве, он ответил: – Там делали пятилетний план. – А что это такое – пятилетний план? – Это когда все работают и им за это дают кушать три раза в день. – Ну, хорошо, сэр, – сказал мистер Адамс, – допустим, что это так. А что вы еще слышали? – Я слышал, что пятилетний план был удачный и теперь там делают второй пятилетний план. – Ну, а что представляет собою второй пятилетний план? – Я не знаю, – ответил молодой человек. – Я слышал, что там все имеют работу и помогают друг другу. Но все равно, скоро будет война и сейчас же после войны второе пришествие Христа на землю. И русских ждет гибель, так как они безбожники. Без веры в бога никто не спасется от адских мук. Так говорит библия. – А кто вам сказал, что скоро будет второе пришествие? – Это говорил наш пастор. – И скоро? – Очень скоро, – совершенно серьезно ответил молодой баптист, – года через два-три. – Отлично, сэр! – воскликнул мистер Адамс. – Предположим, что это так. Вы только что сказали, что русские помогают друг другу и что у них все работают. Значит, они хорошие люди? – Да, – ответил баптист подумав. – Прекрасно, сэр! Они не эксплуатируют один другого и любят друг друга. С вашей точки зрения, они организовали царство божие на земле. Но они не верят в бога. Как быть? Ну, ну, сэр! Ответьте мне на этот вопрос! – Раз они не верят в бога, они не войдут в рай, – сказал баптист твердым голосом, – они погибнут. – Но ведь они хорошие люди. Вы сами сказали. – Все равно. Да, они делают хорошее дело. Это нам и пастор говорил, потому что, понимаете, пастор – справедливый человек. Но в библии сказано, что хороших дел мало. Нужна вера. Так что им суждено погибнуть. – Нет, серьезно, сэр, – настаивал мистер Адамс, – вы умный молодой человек и окончили «хай-скул». Неужели Христос, вторично придя на землю, покарает сто семьдесят миллионов прекрасных русских парней, которые добились того, что у них нет голодных и безработных, что все сыты и счастливы? Да, да, да, сэр! Вы только подумайте! Сто семьдесят миллионов человек, людей труда, хороших, честных. Неужели бог окажется таким жестоким и не пустит их в рай? Наш хичхайкер тяжело задумался. Ему было явно жалко хороших русских парней. Он долго колебался, прежде чем ответить. Но даже эта поразительная, ужасающая и трогательная картина встречи ста семидесяти миллионов советских атеистов с маленьким баптистским богом не смогла переубедить нашего спутника. – Видите, – сказал он, запинаясь, – так сказано в библии. А ее нужно либо принимать целиком, либо… – Ну, ну, сэр, либо… – воскликнул мистер Адамс в полном восторге. – Без веры в бога никто не спасется, – пробормотал наш спутник... Наш попутчик-баптист попросил ссадить его в ближайшем городке. Он долго тряс нам руки и твердил, что мы хорошие люди. Он взвалил свой фанерный чемоданчик на плечо, взял под мышку желтый пыльник и пошел прочь. Но, сделав несколько шагов, он повернулся и спросил: – А если бы я попал в Россию, я тоже получил бы работу? – Конечно, – ответили мы, – как и все люди в России. – Так… – сказал юный баптист. – Значит, была бы работа! Так… Он хотел сказать еще что-то, но, видно, раздумал и быстро, не оглядываясь, пошел по улице. Глава 28 Юный баптист. И. Ильф и Е. Петров. Одноэтажная Америка. 1936 г.